Исследования »Об Исследованиях

Забота о Здоровье как объект исследования

Как социология, культурология, антропология и трендспоттинг помогают изучать феномен ЗоЗ

qr-code
Забота о Здоровье как объект исследования

Забота о Здоровье (ЗоЗ) – это социальная установка вести себя определенным образом по отношению к собственному здоровью, ориентируясь на контекст. Такую установку еще называют аттитюдом. Аттитюд предполагает три компонента: осознанное мнение, эмоциональное отношение и поведение. Например, человек имеет позитивный аттитюд по отношению к вакцинации. Это значит, что у него есть накопленные знания о ценности вакцин, он, скорее всего, испытает радость, узнав об изобретении важной вакцины, и при благоприятном стечении обстоятельств постарается сделать прививку с использованием этой вакцины в положенное время.

Забота о Здоровье предполагает:

  • внимание к здоровью: человек должен быть озабочен собственным здоровьем, обращать внимание на свое психическое, социальное и физическое состояние, формировать мнение по поводу него;
  • понимание здоровья как ценности: человек должен испытывать положительные эмоции, повышая качество своего здоровья и расширяя свои возможности, а не просто избавляясь от конкретных болезней (негативного самоощущения);
  • формирование правильного образа жизни: человек должен придерживаться практик, распределенных во времени. Здоровье – это точка приложения усилий, оно не может сформироваться сию секунду, это ресурс, который стоит накапливать.

Тема ЗоЗ довольно плохо проработана в современных источниках. Описывая сущность ЗоЗ, стоит упомянуть концепт «локус контроля». ЗоЗ ориентируется на внутренний локус контроля, когда человек понимает, что сам отвечает за свое тело и здоровье в соответствии с контекстом и различными ситуациями.

Мы предполагаем, что на образ жизни человека практически нельзя влиять внешне, директивно (конечно, если курильщик поймет, что цены на сигареты резко выросли, он, может быть, и бросит курить, но это совсем не помешает ему начать употреблять другие вещества). А ЗоЗ как раз и является тем фактором, который подталкивает человека выбрать правильный образ жизни самостоятельно. Поэтому наш главный исследовательский вопрос звучит так: а как же можно пробудить Заботу о Здоровье?

ЗоЗ как аттитюд не обладает привязкой к конкретному человеку – скорее человек подчиняется паттернам, существующим в обществе. Чтобы исследовать ЗоЗ, обнаружить и понять, как она возникает, можно применять следующие инструменты.

Социология (массовые опросы, построение типологий на их основе)

Погружает человека в рефлексивную позицию опроса, где он пытается выразить свое мнение и сформировать определенную позицию.

«Массовые опросы позволяют исследовать самые различные – и поведенческие, и когнитивные, и аффективные – аспекты Заботы о Здоровье. Посредством опросов мы можем собирать информацию:

– о социальных практиках, в которых проявляется эта забота: выяснять, в какой мере и в каких социальных стратах целенаправленно реализуется установка на здоровый образ жизни (ответственное отношение к питанию, режиму, физическим нагрузкам и т.д.), на регулярное медицинское освидетельствование, принятие профилактических мер и т.д.;

– о мере компетентности граждан в медицинских вопросах, их осведомленности о факторах риска и причинах болезней, о путях их профилактики и лечения, возможностях медицины и т.д., а также (что, вероятно, в данном контексте важнее всего) о том, насколько распространен и чем мотивирован интерес к подобной информации;

– о реальной (а не декларируемой) ценности здоровья в системе социальных установок граждан, о степени озабоченности его состоянием».

Григорий Кертман, начальник аналитического отдела

«Чтобы понять, как россияне относятся к своему здоровью и как о нем заботятся, по общероссийской репрезентативной выборке был проведен телефонный опрос 3000 респондентов в возрасте 18 лет и старше. Данные анализировались по авторской методике, которая заключается в применении по определенным правилам методов категориального анализа главных компонент, иерархического кластерного анализа, кластерного анализа К-средних и деревьев классификации. В результате было выделено четыре большие группы россиян (A, B, C и D), чье отношение к своему здоровью существенно разнится.

Группы A и B обладают одинаково крепким здоровьем, в одинаковой степени проявляют заботу о нем «на словах», но реально группа A делает для своего здоровья гораздо больше группы B. Группу C, напротив, составляют люди со слабым здоровьем. Хотя они и думают, как его сохранить, но на активные действия зачастую неспособны. У представителей группы D – среднее здоровье, при этом они мало думают о нем и мало делают для его сохранения.

Хотя люди, образующие группу, в чем-то сходны между собой, они могут жить и рассуждать о своем здоровье очень по-разному. Исследование показало, что каждая группа складывается из 3-4 подгрупп, которые заметно различаются своими социально-демографическими характеристиками, образом жизни, мотивацией и практиками заботы о здоровье. Именно с подгруппой как с одним из типичных представителей своей группы можно наладить эффективную коммуникацию на темы, связанные с заботой о здоровье. Типология дает ясное представление о том, как правильно выбрать тематику и тон такого разговора».

Екатерина Пушкина, специалист по анализу данных

Культурология

Исследует культурные образцы, концепты, часто в преломлении временной шкалы.

«В социологической литературе понятие заботы о здоровье получило выражение в термине «самосохранительное поведение» (health behavior). В самых общих чертах под самосохранительным поведением понимаются действия людей, связанные с поддержанием, восстановлением, улучшением здоровья и внешней привлекательности и увеличением продолжительности жизни…

В обыденном представлении здоровье долгое время означало отсутствие болезни (в медицинских кругах от этого образа официально отошли в 1948 году). Только во второй половине ХХ века в развитых обществах произошел заметный сдвиг в сторону от «здоровья по умолчанию» к «здоровью как обязанности быть здоровым». Эта тенденция неравномерно представлена среди различных категорий и групп населения или вовсе охватывает только наиболее активную часть этих обществ, во множестве случаев тормозится культурными и институциональными факторами. Поэтому социологи в основном изучали болезни и медицинскую практику, редко обращаясь к здоровью как самостоятельному концепту».

Радик Садыков, социолог

Антропология

Наблюдает за человеком в его естественной среде.

«Мы занимаемся изучением того, что же именно стоит за цифрами о ЗоЗ. Здесь на первый план выходит не столько мнение человека, сколько структурно описанный опыт: как, в каких ситуациях происходит зарождение в человеке установки на заботу о здоровье, какие смыслы человек вкладывает в ЗоЗ, каковы его мотивы заботиться о здоровье?

Методы, которые мы используем, – это глубинные наблюдения и интервью. Они позволяют, не нарушая экосистему повседневной жизни человека, вытаскивать на поверхность то, что не отрефлексировано, а выражено лишь через практики».

Екатерина Кожевина, специалист по антропологии

Трендспоттинг

Как и антропология, работает с естественной средой в социальных медиа, где человек выражает свою позицию через коммуникацию.

«Трендспотинг, или картирование Сети, – это сбор, хранение, визуализация и анализ материалов Сети с использованием сервисов мониторинга соцмедиа Brand Analytics и «Медиалогия», а также поисковых систем «Яндекс», Google. Для сбора данных с помощью сервисов формируются поисковые запросы. Данные включают лишь прямые и дословные вербальные упоминания объекта мониторинга. В результате работы формируются:

– обзоры Сети по теме ЗоЗ и ее составляющим – первичный мониторинг и анализ локаций, субъектов, основных фигур, повестки и потока интернет-контента по теме ЗоЗ или ее отдельным аспектам с выделением текущих трендов;

– позиционная карта – описание и визуализация наиболее важных субъектов темы с выделением их позиций, стереотипов, прямого и косвенного влияния на население, взаимосвязей, а также определение их значения и влияния. Картирование Сети также включает формирование обзоров и анализ материалов о мировой ситуации и общемировых трендах и тенденциях развития ситуации в области ЗоЗ».

Евгения Кондрахина, главный специалист по сбору и анализу данных

Исследования ЗоЗ имеют ценность как для коммуникационных, так и для бизнес-проектов. Если в обществе сформирована ценность ЗоЗ, то это может изменять структуру спроса в разных сферах – торговле, досуге, медиа, здравоохранении. Изучение практик Заботы о Здоровье позволит обозначить поле возможностей для рынка.

В исследовании ЗоЗ есть ряд ограничений, которые связаны с тем, насколько точно мы сможем интерпретировать позиции наших респондентов и информантов. Для обмена результатами и выработки совместной программы дальнейших исследований ФОМ предлагает создать междисциплинарную коллаборацию с участием всех заинтересованных исследовательских групп и организаций (первый фокус – тема общественного иммунитета). Экспертная коллаборация позволит объемно взглянуть на исследовательский объект, а также создать публичный продукт в формате вики-ресурса.

На данный момент уже проведено установочное исследование о практиках ЗоЗ, изучен кейс, как работают Центры здоровья в Новгородской области (как место, где «производят здоровье»), и начата работа над хрестоматией, которая предлагает подборку наиболее знаковых работ в социологии медицины, здоровья и болезни, проливающих свет на поведенческие паттерны Заботы о Здоровье.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
Подпишитесь, чтобы получать лучшие статьи на почту

Нажимая кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных и Политикой конфиденциальности

© 2024 ФОМ