Форум Общественный Иммунитет »Новости

Корпоративные программы Заботы о Здоровье выгодны всем

Социальная ответственность или экономический расчет – эксперты обсудили программы управления здоровьем сотрудников на предприятиях и особенности их внедрения в российских реалиях

qr-code
Корпоративные программы Заботы о Здоровье выгодны всем

Фото: Максим Новиков, Vademecum

Вопрос формирования Культуры Заботы о Здоровье был одним из главных на прошедшем Форуме «Общественный Иммунитет». Ему были посвящены две панельные секции. На первой обсуждали особенности и конкретные примеры популяризации ЗоЗ-Культуры в Москве и регионах, а на второй – экономические и социальные аспекты программ здоровья в отдельных компаниях. Дискуссия «Развитие Культуры Заботы о Здоровье в мире корпораций для сотрудников и для потребителей» началась с рассказа Марины Безугловой, исполнительного директора компании Ipsos, о развитии тренда well-being. Прежде всего она объяснила, что рост ценности здоровья, осознанное отношение к нему – это следствие развития технологий и улучшения благосостояния жизни, а вместе с этим – и повышения стресса, после чего обратилась к исследованиям.

По данным Марины Безугловой, все больше людей во всем мире – 83% – пытаются найти баланс между работой и личной жизнью: без него невозможно построить успешную карьеру – быстро сгоришь. «В этом году ВОЗ внесла в международную классификацию болезней синдром эмоционального выгорания. Это хронический стресс на рабочем месте, с которым человек не может справиться. И тренд well-being – это стремление человека как-то сгладить негативный фон и выжить в достаточно сложном мире», – сказала она.

Марина Безуглова отметила, что сегодня многие компании тратят большие деньги на корпоративные программы здоровья и улучшение условий труда, потому что им выгодно, чтобы сотрудники чувствовали себя хорошо и физически, и ментально. Например, в Ipsos установлен гибкий график работы с возможностью трудиться из дома, проводятся программы по управлению стрессом и развитию креативности – и сотрудникам все это очень нравится, они охотно подхватывают подобные начинания. «Осознанное здоровье становится фокусом для всех стейкхолдеров. Меняется философия здоровья, отношение к нему. Это становится не просто модным. Быть здоровым, позитивным, счастливым – это маст-хэв. И с помощью корпораций этот тренд можно серьезно поддержать и развить, сделать мейнстримом», – резюмировала Марина Безуглова.

Многое в этом плане сделала компания «Билайн» – всем известна ее громкая акция «Гиги за шаги». Эта кампания и последовавшие за ней «Гиги за сон» и «Гиги за мозги», предлагающие отдыхать от смартфона и получать за это больше доступа в интернет, появились в желании избавить людей от стресса и улучшить качество их жизни. «Для многих россиян это очень актуально – чувствовать себя здоровым, бодрым, поддерживать дух молодости. И мы подумали, что можем предложить людям популяризировать здоровые привычки. Что может быть здоровее, чем проходить 10 тысяч шагов и спать 8 часов каждый день? – отметила Ирина Лебедева, исполнительный вице-президент по маркетингу и бренду «Билайн». – Это очень простые действия, но они реально меняют настроение людей и их отношение к компании».

Логично, что корпорация, думающая о здоровье своих клиентов, заботится и о собственных сотрудниках – для них действует инициатива Be Free, позволяющая работать удаленно и предоставляющая для этого все необходимые инструменты. Пусть лучше люди потратят свое время на зарядку и общение с семьей, чем на дорогу до офиса, считают в «Билайн».

«Думать о здоровье общества, корпорации и отдельных людей хорошо – это плюс к карме и позитивно влияет на команду. Но главное в бизнесе – финансовые результаты», – напомнил Владимир Тиняков, исполнительный вице-президент страховой компании «Ренессанс Здоровье». Он привел в пример США, где посчитана стоимость каждого риска и каждого заболевания. Там самую высокую цену корпорации платят за депрессию сотрудников, но при этом на каждый вложенный доллар на предотвращение стрессовых состояний и депрессии возврат на инвестиции составляет шесть долларов.

В России, по словам Владимира Тинякова, тоже начали об этом задумываться. Он рассказал о взаимодействии с некоторыми компаниями, в рамках которого изучаются все риски, связанные со здоровьем: курение, избыточная масса тела, заболевания органов пищеварения, органов дыхания, нервной системы и проч. Это позволяет оптимизировать расходы бизнеса на страхование и выработать систему управления здоровьем сотрудников. Она работает только в долгосрочной перспективе, но зато обязательно даст результат. Правда, чтобы рационально использовать деньги на здоровье коллектива, должна быть взаимная заинтересованность. «Поднять сознательность человека, когда он отвечает за себя, за свое здоровье, может именно работодатель, который эту культуру прививает», – подытожил Владимир Тиняков.

Работодатели должны заботиться о здоровье своих сотрудников, считают 90% людей, опрошенных Фондом «Общественное мнение».

«С одной стороны, это советский патернализм, то есть о нас должны заботиться. С другой стороны, это тренд на то, что мы должны быть здоровыми и счастливыми. И поскольку большую часть времени мы проводим на работе, то и там мы должны находить ландшафт для укрепления здоровья», – прокомментировала эту цифру Лариса Паутова, управляющий директор ФОМ, после чего подробно рассказала об ожиданиях людей.

Иметь условия для занятия спортом на работе хотели бы всего 6%, в то время как для половины важен полис ДМС, для 44% – возможность пройти медицинский профилактический осмотр и диспансеризацию, а для 29% – гибкий график работы. Паутова также сказала, что это исследование – первая часть будущих опросов и глубинных интервью в рамках будущего проекта ФОМ, связанного с корпоративным здоровьем.

Однако далеко не все сотрудники думают о своем здоровье, даже несмотря на то что работодатель создает для этого все условия. Андрей Сальников, начальник управления по охране здоровья крупнейшей горно-металлургической компании РФ «Металлоинвест», поделился личным профессиональным опытом, отличным от опыта коллег по дискуссии. Этот холдинг включает четыре градообразующих комбината с общей численностью работников 65 тыс. человек, предприятия расположены в городах, каждый из которых, по словам Андрея Сальникова, представляет собой маленькую Швейцарию, но человека, занятого тяжелым физическим трудом, невозможно заставить отказаться от вредных привычек, начать правильно питаться и даже пройти диспансеризацию.

«По моему опыту, на нашем предприятии, все, что касается медицинского осмотра, – это насилие. Мы заставляем здоровых людей подняться и пройти медицинский осмотр – здоровому организму это ни разу не надо. Мне скоро 50, и я начинаю задумываться об онконастороженности чуть-чуть. И то на медосмотр не пойду, потому что я неплохо бегаю. А нашим работникам в среднем 32 года. И чтобы они пошли на медосмотр – да попробуй загони», – поделился спикер.

При этом «Металлоинвест» реализует 18 программ, связанных со здоровьем и здоровьесберегающими технологиями, инвестируя в это около 0,5 млрд рублей ежегодно. Но замотивировать работников вести здоровый образ очень тяжело. В конце своего выступления Андрей Сальников обратился к коллегам и аудитории с предложением помочь внедрить well-being, например, в Старом Осколе – город готов стать пилотной площадкой для подобного проекта.

Проблемы мотивации сотрудников в отношении собственного здоровья коснулась и Ксения Маркова. В своем выступлении руководитель программы корпоративного здравоохранения Johnson & Johnson согласилась, что забота о здоровье должна исходить не только от работодателя. Ее компания, объединяющая 80 тыс. работников по всему миру, приняла пятилетнюю программу по управлению здоровьем в 2015 году. Была создана рабочая среда, которая поддерживала здоровые привычки: появились столы для работы стоя, комнаты для релаксации и ментальной разгрузки, были организованы занятия фитнесом и йогой, развивающие тренинги, создано мобильное приложение.

«При внедрении программ здоровья необходимо предоставлять практики и ресурсы и интегрировать их с цифровыми инновационными решениями», – отметила Ксения Маркова. Приложение для всех сотрудников Johnson & Johnson можно персонифицировать под собственные желания – ставить цели вроде повышения физической активности или отказа от курения, фиксировать свой прогресс, получать за это баллы, делиться результатами и соревноваться с коллегами. За два года только в России его установили около 60% работников компании.

Завершая дискуссию, Александр Бачурин, вице-президент по региональному развитию Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Трудовые резервы», рассказал, что часто сталкивается с необходимостью убеждать работодателей в пользе подобных программ. Задача его организации, возрожденной по поручению Сергея Чемезова, главы корпорации «Ростех», – создавать физкультурно-спортивные клубы на предприятиях и по месту жительства работников.

«Мы приезжали в коллективы, где постоянно идут указания сверху о сокращении ресурсов, там о спорте даже не задумываются», – рассказал Александр Бачурин. Но, к счастью, такая ситуация не везде. Уже организовано несколько клубов, трудящиеся занимаются. А мотивировать людей руководство умеет: Александр Бачурин поделился историей предприятия, где по приказу начальства сотрудникам, приезжающим на работу на велосипедах, доплачивают по 100 рублей в день. Эксперты выразили надежду на то, что скоро спортом будут заниматься все трудящиеся страны.

Михаил Володин

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
Подпишитесь, чтобы получать лучшие статьи на почту

Нажимая кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных и Политикой конфиденциальности

© 2020 Фонд Общественное Мнение