О необходимости формирования программ здорового образа жизни с учетом гендерно-возрастной специфики
Фото: Максим Новиков, Vademecum
Я буду говорить немного не об экономике, хотя наш институт действительно очень много работы сейчас делает для отслеживания социально-экономических выгод, в том числе от программ профилактики. Сегодня я хотела бы рассказать про то, что здоровье – это функция как минимум четырех глобальных компонентов: медицина, окружающая среда, генетика и поведение или общественное окружение.
Известно, что доля поведенческих факторов, которые снижают уровень здоровья, в России в два раза выше, чем в странах, где преобладают совершенно иные формы поведения. Именно эти поведенческие факторы, здравоохранительная окружающая среда и генетика играют совершенно разную роль и вносят совершенно разный вклад в формирование предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Пневмония – доля окружающей среды в процентах действительно очень велика, а поведенческий фактор не столь значим, недостатки системы здравоохранения, несвоевременная диагностика, неправильное лечение играют значительную роль. А, например, в таком заболевании, как цирроз, понятно, что основная роль приходится на поведенческий фактор: неправильное, маргинальное поведение самого человека. Вклад этих факторов в развитие того или иного заболевания серьезно различается, и необходимо знать об этом. Это как раз и есть путь к формированию того самого сберегающего поведения, о котором мы с вами говорим.
Я также хочу обратить ваше внимание на [сложность] формирования единой программы здорового образа жизни в ситуации, когда на территории Российской Федерации живет пять разных поколений, которые сильно отличаются по тем условиям, в которых они сформировались, следовательно, различаются по своим ценностям и по массе других признаков, в том числе ключевых для формирования сберегающего поведения.
«Молчаливое поколение» – это наши бабушки и дедушки. Слоганы, которые определяют их жизнь, такие: «Консервировать и не сдаваться!», а также такие идеалы, как преданность, соблюдение правил, коллективизм.
Поколение «беби-бумеров» – активность и молодость во всем, совершенно другая парадигма поведения. Поколение X – большая часть работающего населения: «Удивите и не мешайте!», индивидуалисты, рационалисты и так далее. Поколение Y, приходящее сейчас на смену, – это эмоции: «Здесь и сейчас, все должно быть ярко, все должно быть интересно!» И поколение Z, ценности которого только формируются, но которое уже сейчас сидит в цифровом пространстве.
Все эти поколения отличаются очень сильно даже по тому, насколько распространены среди них вредные привычки, как они относятся к своему здоровью в целом. «Молчаливое поколение» свято верит в докторов, выполняет все предписания, покупает лекарства независимо от того, что это лишает их огромной доли их доходов, но они будут выполнять все, что им скажут. Беби-бумеры занимаются самолечением, но тратят на лечение много-много денег, хотя лечатся в основном в государственной системе. Поколение X при заболеваниях лечит симптомы и предпочитает частную медицину. Поколение Y следует новым технологиям, новым трендам. Поколение Z – это виртуальность, игра, гаджеты, лечение должно быть интересным и не отнимать много времени. То есть мы видим, что у них абсолютно разные модели поведения, поэтому и формировать привычку к правильному поведению нужно в соответствии с этим.
Люди из разных поколений по-разному себя ведут в отношении физической активности, в первую очередь используя разные источники этой активности. В Высшей школе экономики было проведено интересное исследование: исследование социального статуса населения на протяжении многолетних данных. 65 тысяч респондентов отвечали на множество вопросов. Затем с помощью кластерного анализа были выделены девять факторов типа стиля жизни в отношении здоровья. Это немножко иная классификация, но зато она включает очень много факторов, в том числе потребление витаминов, объем курения, индекс массы тела, профилактическое посещение врача, условия работы, количество часов работы в неделю. В выделенных восьми типах стилей жизни индекс риска возрастает от здорового к нездоровому. Основную долю среди этих респондентов составляют люди, относящие себя к пассивным и нейтральным группам по стилю жизни. Так называемые курильщики. Мы разложили эти группы в соответствии с поколенческими группами – и оказалось, что и внутри поколения очень по-разному распределяются типы поведения. Например, от поколения Z c преобладающим здоровым типом поведения к поколению «молчаливому», где сильно увеличивается индивидуальная пассивность: представители этого поколения ждут, пока к ним кто-то придет, им расскажут и их направят через иные модели реализации своего поведения. Зачем я это рассказываю? Затем, что все эти люди очень разные и требуют совершенно иного дифференцированного подхода к формированию привычки к здоровому образу жизни, к информированию о том, что такое здоровый образ жизни.
И самое главное – они по-разному используют источники получения этой информации. По нашим данным, серьезное отличие среди поколений – по источникам получения информации. Телевидение – для «молчаливого поколения». Интернет – естественно, для молодых поколений. Как часто смотрят, по-разному обращаются к разным источникам, допускают ли отказ от просмотра телевидения. Да, для молодых поколений нужно использовать больше не телевидение, не телевизионную рекламу, а иные источники. И самое важное – что интернетом приходилось пользоваться практически всем поколениям, это очень важный источник получения информации.
Создание единых программ здорового образа жизни – это все-таки уже не повестка сегодняшнего дня, нам необходимо понимать, какие мы разные. Однако самое печальное – что на то, какую программу поведения будет выбирать человек, безусловно, влияет и уровень социально-экономического развития регионов. И вот здесь ко всем прочим различиям добавляется еще и региональное. Конечно, возможность выбрать нормальные условия проживания, правильное питание, правильное движение, правильную форму поведения очень сильно отличается в регионах. Тем не менее, в каждом регионе можно найти собственный вариант привлечения очень разных групп населения к тому, что мы называем здоровьем. Необходимо учитывать это все, надо фокусировать внимание на каждом из нас. Персонифицированный, пациентоориентированный подход здесь работает ничуть не меньше, чем при выборе правильной тактики лечения.