Социологи подняли тему Заботы о Здоровье

На форуме «Социология здоровья: на пути к пациентоориентированности», который прошел в «Экспоцентре» 12 ноября, заметную сыграли роль сотрудники ФОМ

qr-code
Социологи подняли тему Заботы о Здоровье

В начале пленарного заседания представитель Всемирной организации здравоохранения в России Мелита Вуйнович отметила роль социологов в совершенствовании системы здравоохранения. По ее словам, чтобы удовлетворить ожидания пациента, нужно знать, каковы эти ожидания. В этом и помогает социология.

В свою очередь, замдиректора по научной работе Института социальных наук Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Надежда Присяжная отметила, что задача социологов – способствовать формированию здорового общества.

Здоровое общество трудно представить без Общественного Здоровья. А его фундаментом, как подчеркнул президент ФОМ Александр Ослон, является Забота о Здоровье (ЗоЗ). Он пояснил, что ЗоЗ – это социальная установка (аттитюд), включающая знания, смыслы, информацию, эмоции, ценности, образцы поведения, умения и опыт. «Это похоже на воздух, которым мы дышим. Воздух – вне нас, но каждый из нас вдыхает и выдыхает его, как-то на него влияя. В этом смысле Забота о Здоровье это тот воздух, который есть для всех и на который все влияют», – провел аналогию Александр Ослон.

Забота о Здоровье проявляет себя через образ жизни. А совокупность ЗоЗ и образа жизни есть Культура Заботы о Здоровье (ЗоЗ-Культура). В обществе с высокой ЗоЗ-Культурой вероятность заболеваний низкая, состояние Общественного Здоровья хорошее. Кроме того, необходимы благоприятные условия для здоровья (состояние окружающей среды, здравоохранения). Александр Ослон отметил, что условия для здоровья – ответственность государства, а Культура Заботы о Здоровье – ответственность общества. Ответственность общества за уровень ЗоЗ предполагает работу Послов ЗоЗ – активных, подготовленных энтузиастов, создающих Ячейки Заботы о Здоровье там, где они живут, работают или общаются. А коммуникация Послов ЗоЗ есть общественная коммуникация.

По словам президента ФОМ, совокупность медийных, аналитических и общественных коммуникаций должна привести к культурному сдвигу, сдвигу Заботы о Здоровье и, как следствие, к изменению образа жизни. При этом Александр Ослон добавил, что неотъемлемой частью Общественного Здоровья является Общественный Иммунитет, которому и будет посвящен Всероссийский форум, организуемый ФОМ и журналом Vademecum при поддержке Минздрава России, Агентства стратегических инициатив и Клуба ЗоЗ.

    После пленарного заседания участники разделились на тематические секции, где подробно обсуждались методология социологии здоровья, ее использование для принятия управленческих решений, а также стратегия развития пациентоориентированности и ожидания пациентов от системы здравоохранения.

    Так, в ходе сессии «Социология здоровья: новые методические решения» руководитель проектов Левада-центра Ольга Караева рассказала о нюансах социологической оценки качества помощи в здравоохранении, отметив, что социология помогает врачам лучше понять пациентов, получить обратную связь и замерить эффект от предпринятых изменений. А руководитель группы телефонных опросов ФОМ Тимур Османов рассказал о методике таргетированных коммуникаций в проектах Фонда, посвященных здоровью и здравоохранению. Он отметил, что тема здорового образа жизни актуальна для всех, но при этом для каждого важна по-своему. И выявить целевые группы, на которые можно таргетировать посылы и соответствующий контент, помогает технология «ФОМ-Таргет», совмещающая несколько подходов, в том числе анализ больших данных и телефонные опросы.

    А в ходе сессии «Что население ждет от здравоохранения», модератором которой выступила управляющий директор ФОМ Лариса Паутова, социологи обсуждали не только ожидания общества, но и  модный wellbeing, нормы и парадигмы здорового образа жизни.

    В частности, исполнительный директор компании Ipsos Comcon Марина Безуглова отметила, что, по мере того как  отношение людей к своему здоровью становится более осознанным, в обществе растет запрос на превентивную медицину, «потому что всем уже стало понятно, что болезнь легче предотвратить, чем лечить».

    А директор проектов Фонда «Общественное мнение» Людмила Преснякова обратила внимание аудитории на то, что установка на Заботу о Здоровье в обществе существует и ее придерживается большое количество людей. Так, по данным опроса, проведенного ФОМ, 67% респондентов приучили себя заботиться о здоровье, делать это принято в кругу 64% опрошенных. На эту установку влияют разные факторы, такие как возраст, пол, достаток и место жительства респондентов.

    Кроме того, у людей наблюдалась разная мотивация заботиться о своем здоровье. Так, у одной группы мотивация была вынужденной (состояние здоровья требовало заботы о нем), у второй – инвестиционной (здоровье рассматривалось как ресурс, который поможет сделать карьеру), у третьей мотивацией стала забота о других, а у четвертой – желание жить долго. Основными барьерами к Заботе о Здоровье оказались деньги и время.

    Однако, как уточнила Людмила Преснякова, деньги не играют ключевой роли в практиках ЗоЗ, ведь можно бесплатно пройти диспансеризацию, пойти на прогулку, сократить количество соли и сахара в рационе. Но, согласно опросу, превентивные практики недостаточно распространены в обществе (за исключением диспансеризации). При этом к народной или нетрадиционной медицине прибегает каждый второй россиянин.

    Важнейшую роль в формировании приверженности к ЗоЗ играют воспитание и ближнее социальное окружение. Роль врачей сопоставима с ролью воспитания, однако не так важна, как роль социального окружения. Те, кто озабочен своим здоровьем, склонны видеть, что окружение помогает им заботиться о своем здоровье.

    Людмила Преснякова напомнила, что перед Проектом ЗоЗ.ФОМ стоит задача повлиять на социальные установки, а через них – на Общественное Здоровье.

    Валентина Глянцева

    Поделитесь публикацией

    • 0
    • 0
    Подпишитесь, чтобы получать лучшие статьи на почту

    Нажимая кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных и Политикой конфиденциальности

    © 2024 ФОМ