Манифест Проекта ЗоЗ.ФОМ

Александр Ослон – о Проекте как социологическом подходе к Заботе о Здоровье, его миссии, целях, задачах и сущностях

qr-code
Манифест Проекта ЗоЗ.ФОМ

Проект ЗоЗ.ФОМ: социологический подход к Заботе о Здоровье

Забота о Здоровье как проблема

Забота о Здоровье (ЗоЗ) – это:

социальная установка (аттитюд), то есть воспринятое от социума и усвоенное в качестве собственного убеждения отношение к своему Здоровью как к Ценности и, как следствие, стремление

  • лучше его понимать (когнитивный аспект),
  • сильнее за него переживать (аффективный аспект),
  • активно ради него действовать (поведенческий аспект).

Охват ЗоЗ – это уровень распространенности ЗоЗ среди населения:

  • важнейший показатель состояния общества,
  • отражает уровень одного из ключевых факторов Общественного Здоровья,
  • снижение Охвата ЗоЗ ниже критического уровня аналогично снижению уровня популяционного иммунитета ниже эпидемического порога.

Увеличение Охвата ЗоЗ – одна из главных задач системы здравоохранения!

Работа по увеличению Охвата ЗоЗ:

  • традиционно основана на процессах просвещения,
  • в советское время проводилась под эгидой государства (санпросвет) и включала в себя элементы принуждения,
  • в нынешних условиях в значительной степени соответствует принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Сегодня работа по увеличению Охвата ЗоЗ:

  • может быть эффективной только при условии формирования массы активистов и их волонтерского соучастия,
  • должна опираться на современные социальные и коммуникационные технологии организации сетевых сообществ.

Проект ЗоЗ.ФОМ

Цель Проекта ЗоЗ.ФОМ:

воздействие на содержание и уровень Заботы о Здоровье (ЗоЗ) населения России посредством Коммуникаций и на основе Исследований.

Миссия Проекта ЗоЗ.ФОМ:

способствовать улучшению Общественного Здоровья (ОЗ) в России через изменения Целевых Социологических Факторов (ЦС-Факторов), от которых зависит состояние ОЗ.

ЦС-Факторы ОЗ:

социально обусловленные свойства менталитета населения – социальные установки, или аттитюды, выражающие ЗоЗ как установки на:

  • внимание к своему здоровью;
  • отношение к ЗОЖ – интерес, желание, практика;
  • отказ от вредных привычек – табак, алкоголь, наркотики;
  • превентивное поведение – диагностика, вакцинация, профилактика;
  • физическую культуру – физическая активность, разумное питание, сочетание труда и отдыха, правила санитарии и гигиены;
  • психологическую культуру – личная ответственность за здоровье, психологический аутотренинг, самоанализ;
  • здравоохранительную культуру – знания о здоровье, медицине, здравоохранении, интерес к новым знаниям;
  • технологическую культуру – использование полезных для здоровья вещей, гаджетов, мобильных приложений.

Идея Проекта ЗоЗ.ФОМ:

  • создать и через Притяжение и Убеждение расширять Общество ЗоЗ, из членов которого – Приверженцев ЗоЗ – формируется Актив ЗоЗ, соучаствующий в развитии ЗоЗ в России;
  • создать, организовать и позиционировать Клуб ЗоЗ, члены которого – известные и преданные идее ЗоЗ Личности – через Влияние на общественное мнение способствуют авторитету и расширению Общества ЗоЗ;
  • создать Аудиторию ЗоЗ и через Вовлечение и Просвещение расширять ее и формировать в ней группу Приверженцев ЗоЗ для их Притяжения в Общество ЗоЗ.

Компоненты Проекта ЗоЗ.ФОМ:

Исследования – изучение людей / аналитика / обратная связь,

Ресурсы коммуникаций – портал / каналы / контент / коммуникаторы,

Процессы коммуникаций – притяжение / убеждение / влияние /вовлечение / просвещение.

Измеряемый эффект Проекта ЗоЗ.ФОМ:

Позитивный сдвиг ЦС-Факторов.

Общество ЗоЗ

Общество ЗоЗ – это:

социум, в котором «обитают» Приверженцы ЗоЗ, готовые передавать другим людям свое отношение к ЗоЗ и свое отношение к Обществу ЗоЗ, тем самым способствуя расширению Общества ЗоЗ.

Иначе говоря, члены Общества ЗоЗ это люди:

с Реальным ЗоЗ-поведением – понимают и действуют, исходя из ЗоЗ,

с Вербальным ЗоЗ-поведением – говорят себе и другим, исходя из ЗоЗ.

Первая Главная Задача Проекта ЗоЗ.ФОМ:

с помощью притягивающих коммуникаций пополнять Общество ЗоЗ новыми членами и через их Вербальное ЗоЗ-поведение еще более усиливать притягивающие коммуникации, стремясь к идеалу – охватить все население России Обществом ЗоЗ.

Притяжение (attraction) это:

коммуникации, нацеленные на Приверженцев ЗоЗ, мотивирующие их присоединиться к Обществу ЗоЗ и быть вместе с теми, кто помогает другим стать Приверженцами ЗоЗ.

Социальная природа притягивающих коммуникаций:

Иди к нам / Будь как мы / Давай вместе / Не стой в стороне и т.д.

Структура Общества ЗоЗ:

Члены Общества ЗоЗ – это зарегистрированные участники Аудитории Проекта ЗоЗ.ФОМ, прошедшие тест и подписавшие заявление о вступлении;

Актив Общества ЗоЗ – это члены Общества ЗоЗ, работающие в Проекте ЗоЗ.ФОМ.

Вторая Главная Задача Проекта ЗоЗ.ФОМ:

с помощью убеждающих коммуникаций стимулировать расширение Актива Общества ЗоЗ и соучастие Активистов в работах Проекта ЗоЗ.ФОМ, в том числе:

  • учеба – освоение учебных курсов в Школе ЗоЗ.ФОМ,
  • волонтерство – работа в Заданиях ЗоЗ.ФОМ,
  • сторителлинг – работа в Редакционном цехе ЗоЗ.ФОМ,
  • сетевое просветительство – работа в соцсетях в пользу ЗоЗ.ФОМ.

Убеждение (persuasion) это:

коммуникации, мотивирующие членов Общества ЗоЗ перейти в Актив Общества ЗоЗ и участвовать в работах Проекта ЗоЗ.ФОМ.

Социальная природа убеждающих коммуникаций:

Подключись / Вместе с активистами / Помоги другим / Ты можешь.

Клуб ЗоЗ

Смысл Клуба ЗоЗ состоит в том, чтобы:

вести за собой Общество ЗоЗ по пути развития, сплочения и расширения;

способствовать известности, признанию, авторитетности Общества ЗоЗ.

Члены Клуба ЗоЗ – это:

авторитетные, активные и преданные идее улучшения ОЗ в России представители здравоохранения, медицины и близких по содержанию миров бизнеса, медиа и экспертизы.

Направления деятельности Клуба ЗоЗ:

работа с Обществом ЗоЗ – мероприятия, акции, инициативы, выезды, встречи, лекции, конференции, поддержка исследовательских и просветительских проектов;

работа для Общества ЗоЗ – ежегодно: выбор темы / формирование рабочей группы /подготовка Доклада Клуба ЗоЗ / представление его на Форуме Клуба ЗоЗ /серия публикаций для специалистов и широкой публики.

Третья Главная Задача Проекта ЗоЗ.ФОМ:

с помощью влияющих коммуникаций воздействовать на общественное мнение для пользы Общества ЗоЗ: внутри Общества ЗоЗ – для развития и сплочения Общества ЗоЗ, вне Общества ЗоЗ – для позиционирования и расширения Общества ЗоЗ.

Влияние (influence) это:

коммуникации, исходящие от лидеров общественного мнения и способные воздействовать на общественное мнение.

Социальная природа влияющих коммуникаций:

Авторитетные люди / Это важно / Надо прислушаться / Пожалуй, да.

Статус Клуба ЗоЗ и Общества ЗоЗ:

НКО без образования юридического лица.

Структура Клуба ЗоЗ:

Члены Клуба ЗоЗ – это влиятельные руководители / специалисты / эксперты / бизнесмены /общественные деятели / медийные персоны, готовые профессионально и публично способствовать успеху Клуба ЗоЗ, а также участвовать в жизни Клуба ЗоЗ и избирать Совет Клуба ЗоЗ;

Совет Клуба ЗоЗ – это члены Клуба ЗоЗ, избранные остальными членами Клуба ЗоЗ, взявшие на себя планирование и координацию работ Клуба ЗоЗ, в том числе организацию информационных сервисов для членов Клуба ЗоЗ.

Аудитория ЗоЗ.ФОМ

Аудитория ЗоЗ.ФОМ – резерв расширения Общества ЗоЗ:

«обитатели» Сети, ставшие зарегистрированными пользователями Портала ЗоЗ.ФОМ.

Четвертая Главная Задача Проекта ЗоЗ.ФОМ:

с помощью вовлекающих коммуникаций создавать в Сети интерес к тематике ЗоЗ, информировать и приглашать на Портал ЗоЗ.ФОМ, мотивировать регистрацию в Аудитории ЗоЗ.ФОМ.

Вовлечение (involvement) это:

коммуникации с целью стимулирования посещения и регистрации в Аудитории ЗоЗ.ФОМ, направленные на Сеть в целом, но различные для адресных групп с различным содержанием интереса к ЗоЗ, реализующиеся в виде таргетированных информационных кампаний.

Приверженцы (followers) ЗоЗ это:

часть Аудитории ЗоЗ.ФОМ с высоким уровнем ЗоЗ, потенциально готовая к восприятию притягивающих коммуникаций и вступлению в Общество ЗоЗ.

Пятая Главная Задача Проекта ЗоЗ.ФОМ:

с помощью просвещающих коммуникаций воздействовать на Аудиторию ЗоЗ.ФОМ, повышать уровень ЗоЗ, тем самым расширять группу Приверженцев ЗоЗ и создавать возможность для решения Первой Главной Задачи Проекта ЗоЗ.ФОМ – расширять Общество ЗоЗ.

Просвещение (enlightenment) это:

коммуникации, использующие разъясняющий, обучающий, развивающий контент для улучшения понимания важности ЗоЗ, усиления отношения к ЗоЗ, расширения образцов поведения, реализующих ЗоЗ.

Александр Ослон, президент ФОМ

12 марта 2019 г.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
Подпишитесь, чтобы получать лучшие статьи на почту

Нажимая кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных и Политикой конфиденциальности

© 2020 Фонд Общественное Мнение