О проекте «Здоровая Москва»
Я хотела бы рассказать о проекте «Здоровая Москва». Это тот бренд, под которым мы проводим мероприятия по укреплению Общественного Здоровья. Проект был создан в этом году. Наш руководитель – заместитель мэра по вопросам социального развития Анастасия Владимировна Ракова – нам сразу сказала: «Давайте учитывать специфику восприятия информации, мотивации и потребления информации разными поколениями». Поскольку в Москве уже есть успешный проект «Московское долголетие» и наши исследования показывают, что практически невозможно найти в городе пенсионера, который не знает об этом проекте, мы сфокусировались на другой целевой аудитории – работающих людях, то есть на поколениях Y, Z и X. У последних меньше всего времени на то, чтобы заниматься своим здоровьем. Они живут в парадигме «работа – дом», при этом именно у них начинают формироваться факторы риска, их организм подает сигналы, что нужно что-то корректировать.
В рамках проекта «Здоровая Москва» были размещены павильоны в 46 парках и скверах нашего города, в местах, где москвичи проводят время. Мы вышли к людям, вышли туда, где им удобно. Рядом с 13 павильонами здоровья в качестве эксперимента были сделаны площадки активностей. Они чем-то напоминали фитнес-клубы на улице. Мы предложили москвичам выбрать для себя занятие физической активностью по вкусу. Профессиональный спорт не всегда про здоровье, любительский спорт для удовольствия, с единомышленниками, с приятными людьми гораздо привлекательнее. Такие площадки активностей работали 82 дня. Там были регулярные занятия (утром, вечером, днем). В большей степени мы фокусировались на утре и вечере, чтобы режим работы был удобным для работающих людей. Также было выделено время с бесплатной арендой оборудования на площадках (ракетки и столы для настольного тенниса, обручи, скакалки, мячи и многое другое).
Сначала люди реагировали очень настороженно. В первые две недели работы 13 площадок 20 тысяч человек участвовали в активностях. Однако за последние две недели проекта площадки привлекли 100 тысяч человек. Люди присматривались, постепенно вовлекались – и формировали привычки.
Помимо спортивных занятий, на площадках проходили лекции, танцы, занятия единоборствами. Тему физической активности мы доносили через различные мероприятия по изменению питания, образа жизни, мышления. Здоровый образ жизни – это в том числе мышление, это социальные связи, коммуникации и отношения в семье.
Важно отметить, что наши занятия проводили тренеры из фитнес-клубов, разных местных районных секций, коммерческих компании. И они это делали бесплатно. Мы не платили никому из тренеров. Отдельное спасибо я хочу сказать нашим партнерам: 242 партнерские организации приняли участие. Они совершенно бесплатно встраивались в расписание, то есть обеспечивали регулярное присутствие раз в неделю в определенное время, некоторые – даже два раза в неделю.
Каждый четверг на всех 13 верандах Москомспорт обеспечивал присутствие профессиональных спортсменов, чемпионов России, мира, призеров Олимпийских игр. Они проводили занятия для простых людей, проживающих в том или ином районе, и эти занятия пользовались большим спросом.
Лекторий собирал большое количество слушателей. Самой масштабной по числу посетителей лекцией стала лекция Андрея Курпатова. Она собрала больше тысячи человек, на веранде столько не помещалось. Сквер, тишина, ни одного звука. Люди вслушивались, находясь за верандой, некоторые смотрели онлайн-трансляцию, но были рядом. У нас выступали Денис Семенихин – популярный блогер, Андрей Мясников – наш врач и телеведущий, Нюта Федермессер рассказывала о помощи тяжелобольным. К нам приходили звезды, писали в своих блогах, приглашали подписчиков. В общем, мы создавали моду всевозможными способами.
Рекомендации по ведению здорового образа жизни мы выдавали и тем, кто проходил диспансеризацию в павильонах, и тем, кто заходил просто узнать о чем-то, и тем, кто приходил на наши площадки активностей. Причем мы старались говорить на том языке, который близок людям. Для молодежи, например, мы делали наклейки на телефоны с прикольными надписями: «Поднимайся по лестнице в своих глазах!», «Не сыпь мне соль» и др. Мы сделали пособие «Тридцать шагов здоровья», которое выдавали летом во всех МФЦ Москвы каждому посетителю. Это очень простые, очень короткие рекомендации по здоровым привычкам: ходить по лестнице вместо подъема на лифте, есть овощи. Мы раздавали магниты на холодильник, разные буклеты с учетом потребностей разных целевых аудиторий. По Кольцевой линии метрополитена мы запустили поезд «Здоровая Москва», где можно увидеть различные советы по движению, питанию, мышлению.
В планах – запуск корпоративных программ для государственных и коммерческих структур, съемка серии видеороликов, так как лекциями тяжело всех охватить. И самый главный вопрос, которым мы задаемся: какие 20% усилий дадут 80% результата? Поэтому сейчас, в ближайшее время, будем проводить исследования районов Москвы с точки зрения причин заболеваемости и смертности, инфраструктурных причин. На это нас вдохновил опыт Нью-Йорка. Там исследовали разные муниципалитеты города. И оказалось, что заболеваемость и смертность от диабета напрямую коррелируют с количеством доступных магазинов с овощами и фруктами. Нам кажется, в Москве очень важно максимально исследовать инфраструктуру, оценить количество точек фастфуда, магазинов с алкогольной продукцией на квадратные метры, соотнести это с заболеваемостью, смертностью, оценить влияние на распространенность факторов риска. И сейчас уже мы готовы вас пригласить подписываться на наши социальные сети, чтобы получать полезную информацию и дополнительно себя мотивировать вести здоровый образ жизни. Единомышленники в этом очень важны, присоединяйтесь к нашим сообществам!