Форум Общественный Иммунитет »Новости

Доклад президента Фонда «Общественное мнение» Александра Ослона

О важности распространения Культуры Заботы о Здоровье, значении в этом процессе Общественных Коммуникаций и роли Послов ЗоЗ

qr-code
Доклад президента Фонда «Общественное мнение» Александра Ослона

Фото: Максим Новиков, Vademecum

Я очень рад возможности поговорить на важные темы. Огромное спасибо всем участникам и знаменитым, и маститым, и просто интересующимся, и будущим знаменитостям – всем огромное спасибо!

Я вынес на первый слайд в качестве главных ключевых слов: «Общественное Здоровье», «Общественный Иммунитет», «Забота о Здоровье».

Общественное Здоровье – это национальный приоритет, это словосочетание, которое вошло в наш язык. То, что Вероника Игоревна [Скворцова] об этом говорила, означает, что руководство страны об этом говорит. Общественный Иммунитет – это часть Общественного Здоровья. Как у биологического организма есть здоровье, есть иммунитет, так и у общественного организма есть Общественное Здоровье. Общественный Иммунитет – огромная и важная тема. Но фундаментом всего этого является Забота о Здоровье. Забота о Здоровье – это социальная установка, это явление, конечно же, ментального характера. Я считаю, что это, конечно, есть самое главное, сердцевина этой темы. И об этом дальше будет большой разговор. Начну я с главного.  

Одна из важнейших проблем – это здоровье нации. Если не будет здоровья, то не будет ничего другого. Ни экономики не будет, ни образования. Это сказал наш Президент в конце 2018 года. Настолько категорично, настолько императивно, что становится ясно, почему Общественное Здоровье (здоровье нации и есть Общественное Здоровье) является сегодня национальным приоритетом. Что же такое Общественное Здоровье? Общественное Здоровье – это не доля здоровых, это шансы быть здоровыми. Это вероятность не заболеть. И зависит это от очень многих факторов.

На этом слайде – две группы факторов. Первая – это Культура Заботы о Здоровье. Это ментальная установка на Заботу о Здоровье и воплощение этой ментальной установки в реальность, в практику. Это образ жизни, реализующий Заботу о Здоровье. Вероника Игоревна сейчас сказала и много раз повторяла, что 60% проблематики здоровья – это образ жизни. На самом деле образ жизни – это то, что является следствием установки, следствием того, что в голове. Это невозможно разорвать, это две стороны одной медали. Если мы заботимся о здоровье, мы меняем образ жизни. Мы меняем образ жизни, у нас меняется представление о здоровье. И этот диалектический процесс продолжается. И я называю сочетание ментальной и реальной Заботы о Здоровье и образа жизни – Культурой Заботы о Здоровье.

Вторая – это условия жизни. Это среда обитания в самом широком смысле, это наша биология, наша наследственность, это система здравоохранения. Все эти факторы и есть факторы нашего здоровья, нашего Общественного Здоровья.

Я буду говорить про Культуру Заботы о Здоровье. Что это такое? Буквально в четырех словах. Первое – это та энергетика, которая помогает нам быть здоровыми как можно дольше, не болеть, физическая активность, отказ от вредных привычек, то, что часто называют ЗОЖ. Второе – превенция, ранняя диагностика, профилактика, диспансеризация, усиление иммунитета как механизм защиты. Третье – это лечение или, я бы сказал, исцеление, то есть проблема возвращения здоровья. Если удалось избежать осложнений, есть возможность вернуть здоровье, то тогда вступают в действие врачи, они лечат. Но для этого со стороны человека, со стороны человека, заботящегося о здоровье, нужна грамотность, нужна дисциплина, нужна воля. Это культура пациента. И четвертое, нетрадиционное, необсуждаемое, но, я считаю, самое фундаментальное – это соучастие в становлении Заботы о Здоровье, это неравнодушие к тому, что происходит в этой сфере. И это целеполагание на снижение невежества в сфере Заботы о Здоровье. Это влияние на тех, кто вокруг тебя.   

Часть Общественного Здоровья – Общественный Иммунитет – реализуется в той же логике. Есть Культура Заботы о Здоровье – это представление об иммунитете, это практики прививок, это иммунологическая грамотность. И есть  среда – иммунопрофилактика, в данном случае это индустрия вакцин, инфраструктура вакцинации и процесс иммунизации, который организуется в стране.

Интересно именно в контексте Общественного Иммунитета посмотреть на частный момент, связанный с прививками. Понятно, что иммунитет – это не только прививки, но чаще всего говорится об этом. В ноябре мы провели опрос (общероссийский, репрезентативный). Там был вопрос, по которому можно выделить три группы населения: люди, которые считают, что прививки приносят пользу (53%), люди, которые полагают, что прививки приносят вред (13%), и люди, которые считают, что прививки приносят и вред, и пользу (34%). При этом среди тех, кто говорил о пользе, 24% уже сделали прививки, 29% сообщили, что не будут делать. По нашим данным, охват прививками от гриппа ниже, чем по данным Института гриппа. И это, конечно, можно и нужно будет анализировать дальше. Однако я хотел бы здесь сделать акцент на том, что обычно в разговоре о прививках говорится о проблематике антипрививочников. Заметим, что людей, которые говорят о вреде прививок, то есть явных антипрививочников – 13%. Но самая удивительная группа – это те, кто считает, что прививки полезны, но не собираются их делать, – 29%, то есть почти 30 миллионов человек в принципе склонны к тому, чтобы делать прививки, но не будут их делать. Эту группу я назвал группой дефицита ЗоЗ-Культуры, то есть их Забота о Здоровье не достигает того порога, после которого человек идет и занимается своим здоровьем, в частности делает прививку. Вот эта группа дефицита ЗоЗ-Культуры является самым главным объектом или предметом моего разговора.   

По отношению к этим людям нужны убеждающие коммуникации. И Вероника Игоревна сказала, что только усилий Министерства здравоохранения, усилий медиа недостаточно. Я с этим полностью согласен, больше того, я эту линию продолжаю дальше, я ввожу понятие Общественных Коммуникаций. Кроме медийных коммуникаций, есть еще Общественные. Медийные – это медиа, это телевизор, это газеты, это интернет, это профессиональные и полупрофессиональные популяризаторы, объяснители, интерпретаторы и т. д. А Общественные Коммуникации – это когда люди объясняют людям, дают простые ясные советы и влияют, усиливая Заботу о Здоровье, в данном случае мы говорим о прививках. Для того чтобы эти Послы Заботы о Здоровье возникли как явление, они должны проходить обучение и должны быть организованы в Общество Заботы о Здоровье.

Общество Заботы о Здоровье – это та среда, в которой вырабатываются Послы Заботы о Здоровье, обучаются и работают с группами, где есть дефицит Заботы о Здоровье. Например, та самая группа, про которую я только что говорил, –  29% людей, считающих, что прививки полезны, но не собирающихся сейчас, в этом году, их делать. Есть удивительная аналогия: убеждающие коммуникации и работа иммунной системы. Тимус, обучение Т-клеток, Т-лимфоциты и специфические ответы иммунной системы на появление микроскопических врагов, антигенов. И сверху моя схема убеждающих коммуникаций. Я не мог не поделиться этой странной аналогией. 

Кто такие носители Культуры Заботы о Здоровье? Приверженцы Заботы о Здоровье – это люди, которые хотят научиться Заботе о Здоровье, хотят повышать и хотят жить по правилам Заботы о Здоровье. Собственно говоря, это и есть главная цель убеждающих коммуникаций, чтобы в стране было как можно больше приверженцев Заботы о Здоровье. Послы Заботы о Здоровье – это люди, которые хотят научить окружающих людей Заботе о Здоровье. Для этого они объединяются в Общество, где написано: «Мы, Послы, учим людей Заботе о Здоровье». Школа Заботы о Здоровье – где Послы учатся учить людей Заботе о Здоровье. Это и есть та социологическая, социальная структура, которая должна возникнуть для того, чтобы произошел реальный социокультурный сдвиг в стране в плане Заботы о Здоровье.  

Послы Заботы о Здоровье – кто это? Посмотрите: воспитатели учат детей, учителя – школьников, проводники поездов дальнего следования – пассажиров. Я приглашал сюда РЖД. В следующий раз они будут обязательно, услышав такую идею. Например, проводник приносит чай пассажиру и спрашивает: «Вам с сахаром?» На что пассажир отвечает: «Да, пожалуйста». Проводник: «Сколько кусочков?» Пассажир: «Три». Проводник говорит: «Сколько, три кусочка, Вы что, с ума сошли?» И читает маленькую лекцию про вред избыточных углеводов. Участковые уполномоченные должны работать со своим контингентом, давать простые и ясные советы о том, как сохранить здоровье. Руководители учат сотрудников. Здесь у нас Виктор Михайлович Черепов из РСПП, который занимается данной проблематикой. Преподаватели учат студентов. Валерий Михайлович Реморенко, ректор Московского педагогического университета, будет помогать нам учить Послов, учить людей, преподавателей и студентов, в том числе активных жителей, соседей.

Сотрудники корпораций должны не только учить делать свою работу, но и помогать взращивать Заботу о Здоровье у потребителей, продавцы – у покупателей, операционисты в банках – между делом, простыми и ясными словами, на том языке, на котором говорят сами люди, а не специалисты. И, естественно, медики – они помогают всем учиться и учат всех. 

То, что я рассказываю, выстраивается в очень простую схему. Есть Общество Заботы о Здоровье – это Послы. Есть Клуб Заботы о Здоровье – это корифеи. И Коллаборация экспертов – это те, кто занимается исследованием. И каждая из этих структур порождает собственные коммуникации, Общественные Коммуникации. Послы – медийные коммуникации. Корифеи и эксперты – аналитические коммуникации, дающие знания. Это все ведет к тому, чтобы уровень Культуры Заботы о Здоровье рос, а показателем этого уровня является доля приверженцев Заботы о Здоровье в стране. Это должна быть такая «зараза», которая распространяется в стране. Вместе с эпидемиологами хотелось бы создать «эпидемию» Заботы о Здоровье.

Быть здоровым – это работа. По сути, об этом сегодня идет речь – как можно дольше не болеть. Вот главная социальная задача. Естественно, тех, кто заболел, надо лечить, и медицина этим занимается, но на передний план выходит то, что предшествует заболеваниям, как можно дольше не болеть.

И последнее: zoz.fom.ru – это постоянно действующий сайт, на котором и материалы Форума, и Заседания Клуба Заботы о Здоровье, и множество других материалов будут появляться. И там же можно будет присоединиться к тому, о чем я рассказывал. Большое спасибо вам за внимание. И всем большого хорошего здоровья!

qr-code Отсканируйте QR-код, расположенный выше, с помощью мобильного телефона, чтобы посмотреть видео

Презентация президента Фонда «Общественное мнение» Александра Ослона на Всероссийском Форуме «Общественный Иммунитет»

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
Подпишитесь, чтобы получать лучшие статьи на почту

Нажимая кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных и Политикой конфиденциальности

© 2020 Фонд Общественное Мнение