Об иммунитете и факторах, влияющих на него, в массовом сознании
Фото: Максим Новиков, Vademecum
Уже неоднократно говорилось о том, что наша задача – сделать так, чтобы в обществе было больше людей, которые ответственно, рационально подходят к своему иммунитету. Например, делают прививки. Эту задачу можно назвать просветительской. И решается она только при наличии общего языка, в данном случае – для медиков и остальных граждан нашей страны. Но уверены ли мы в том, что то, как понимает иммунитет медицинское сообщество, соотносится с тем, как его понимают обычные люди? У нас нет оснований полагать, что эти понятия – обыденное и профессиональное – совпадают. Поэтому перед нами стоит конкретная задача: понять, что такое иммунитет в массовом сознании. Это позволит грамотно выстраивать диалог. Для этого мы и провели исследование.
Мы спросили людей, как они понимают слово «иммунитет». Если обратить внимание на самые популярные ответы и часть из них объединить, мы увидим, что иммунитет в повседневном языке – то, что помогает человеку избегать болезней, а не преодолевать их. Приведу показательную цитату: «Иммунитет – это когда на тебя ничего не действует, даже если все вокруг кашляют и болеют». Отсюда идет любопытное следствие, что качество иммунитета оценивается не потому, как он преодолевает болезнь, а по тому, приходится ли вообще человеку болеть. Иммунитет становится чем-то вроде скафандра для космонавта, барьером, который защищает от болезней и помогает быть здоровым. А если ты заболеваешь, значит, с твоим иммунитетом что-то не так. Вот повседневное понимание иммунитета.
Между тем в медицине иммунитет понимается по-другому. Это, скорее, охранная система организма, которая определенным образом реагирует на то, что в него попадает. Такой ЧОП, если угодно.
В вопросе заботы об иммунитете люди делятся на следующие группы. Одна группа мало озабочена иммунитетом и ничего не делает для его поддержания, другая группа очень озабочена иммунитетом и делает все возможное для его поддержания. Для того чтобы понять, что означает эта забота на уровне практик, мы задали два открытых вопроса: что может ослабить иммунитет и что может его укрепить? При анализе ответов становится понятно, что иммунитет для массового сознания является практически линейной функцией от здорового образа жизни. Для обычных людей все устроено довольно просто: чем правильнее мы питаемся (питание, кстати, может как ослабить, так и укрепить иммунитет), чем больше занимаемся спортом, отказываемся от вредных привычек, тем лучше наш иммунитет. Обратная логика тоже верна. Но она далека от медицинского понимания иммунитета, поскольку в повседневном мышлении провалом в иммунитете становится любая болезнь: ОРВИ, грипп, пневмония, даже онкология (серьезность не имеет значения).
Итак, повседневное мышление в отношении иммунитета работает по простому принципу: делай это, это и это, и ты будешь меньше болеть. Проблема заключается в том, что в рамках таких представлений на первый план выходят практики здорового образа жизни, а не специфические медицинские процедуры. Например, о прививке как о способе укрепления иммунитета в открытом вопросе вспоминают всего 2% опрошенных.
Кроме того, в различающихся по степени заботы об иммунитете группах заметна и разница на уровне образа жизни. Люди, которые заботятся о своем иммунитете, склонны больше следить за своим питанием и режимом сна, они меньше курят. Но даже в группе, которая сильно озабочена проблемой иммунитета, 56% говорят о том, что никогда не делают прививку от гриппа.
Таким образом, перед нами явно коммуникативная проблема. Иммунитет на языке медицины и на повседневном языке – разные вещи, повседневные представления плохо сочетаются с реальной медицинской практикой вроде иммунопрофилактики. Можно даже сказать, что на уровне массового сознания здоровье и иммунитет довольно сильно сливаются. То есть все, что касается иммунитета, – это практики здорового образа жизни. А все, что связано с врачами, больницами, лекарствами, аптеками уходит на второй план. Кроме того, ситуация осложняется тем, что за эти представления ведется нешуточная борьба: с одной стороны, есть то, что принято называть антивакцинальным лобби, с другой стороны, есть какое-то просветительское движение относительно иммунопрофилактики. При этом стороны находятся в неравных условиях. Например, фармкомпании не имеют права рекламировать вакцины, поскольку это рецептурный препарат. В результате вакцинация как методика, как практика работы с иммунитетом уходит из повседневности, потому что ее нельзя прорекламировать с указанием бренда и действия вакцины.
Однако нам представляется, что такой разрыв между обыденным и профессиональным пониманием иммунитета – это не катастрофа, а возможность, которой нужно пользоваться. В частности, фиксацию обывателя на практиках здорового образа жизни можно обернуть себе на пользу: вакцинацию или другую практику, работающую на укрепление иммунитета, можно вписать в здоровый образ жизни на уровне коммуникации.