Дайджест Проекта ЗоЗ.ФОМ № 8

Рассказываем о большом исследовании «Оценка государственных мер поддержки рождаемости среди населения, их роль в принятии решения о рождении детей»

qr-code
Дайджест Проекта ЗоЗ.ФОМ № 8

Фонд «Общественное мнение» выяснил, что влияет на желание россиян иметь детей. В исследовании, проведенном по заказу Агентства стратегических инициатив, приняли участие чуть более 1000 человек – женщины в возрасте 18–45 лет и мужчины в возрасте 18–55 лет. По данным опроса, 32% респондентов не имеют детей, у 29% – один ребенок, у 26% – двое, у 13% – трое и более детей. Люди без детей и с детьми отличаются по своим социально-демографическим параметрам. Например, среди бездетных респондентов больше молодых, не состоящих в браке людей с высшим образованием, доходами среднего и выше среднего уровня, тогда как респонденты с детьми чаще состоят в браке (зарегистрированном или гражданском), а уровень их доходов сопоставим со средним по выборке.

Наиболее предпочитаемая модель семьи сегодня – это семья с двумя детьми. Многие из тех, у кого уже есть двое и более детей, «в идеале» хотели бы по меньшей мере еще одного ребенка. Однако планирует завести его лишь каждый четвертый из тех, у кого уже есть двое и более детей.

«Мне показалось любопытным, что самым значимым фактором, влияющим на количество детей у человека, является то, сколько детей было в семье его родителей, то есть в какой семье он рос. Те, кто росли с братом или сестрой, тоже хотят двоих детей. У кого в семье было трое – хотят троих. Но в отношении одного ребенка эта логика не действует – те, кто был единственным ребенком в семье, тоже хотят двоих», – рассказала ведущий специалист аналитического отдела ФОМ Ирина Осипова.

Почти половина (47%) опрошенных считают, что сегодня условия для рождения детей лучше, чем 10 лет назад. 42% полагают, что в ближайшие пять лет ситуация будет улучшаться. Говоря о важнейших мерах государственной поддержки рождаемости, респонденты отметили выплату базового материнского (семейного) капитала после рождения второго ребенка (60%), погашение обязательств по ипотечным кредитам для многодетных семей (48%), а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет (46%). Большинство участников опроса утверждают, что меры государственной политики влияют на решение семьи завести ребенка, однако на практике учитывали их не более 13% респондентов, имеющих детей, то есть 9% от всех опрошенных.

«Это исследование проводилось для того, чтобы посмотреть, что государство может сделать для стимулирования рождаемости, – пояснила Ирина Осипова. – Но я бы сформулировала его цель иначе: что государство может сделать для того, чтобы рождаемость не падала, и как помочь семьям, которые планируют родить первого или последующего ребенка, сделать это с наименьшими издержками. Если у людей изначально есть желание иметь большую семью, важно, чтобы ничто им не мешало».

Стоит добавить, что репродуктивное поведение населения России все больше походит на модели, характерные для стран Западной Европы: повышаются возраст вступления в брак, возраст рождения первого ребенка и т.д. Однако установки россиян несколько «отстают» от реального поведения. Наиболее оптимальным возрастом для рождения первого ребенка большая часть опрошенных считает 21–24 года – и у многих респондентов первый ребенок появился именно в этом возрасте. Подробный материал об этом исследовании смотрите на сайте Агентства стратегических инициатив.

«Изначально мы предлагали заказчику культурологическо-этнографическое исследование, где хотели выделить разные модели семьи и попробовать выявить, какие посылы и меры могли бы стимулировать каждый тип семьи завести ребенка. Но АСИ было ограничено в сроках, поэтому мы несколько сузили нашу работу, – сказала Ирина Осипова. – И вот оно снова обратилось к нам, на этот раз с идеей составить карту жизненных ситуаций людей, связанных с моделью семьи. Надеюсь, мы это реализуем».

Действительно, на этой неделе состоялась встреча президента Фонда «Общественное мнение» Александра Ослона с представителями Агентства стратегических инициатив – генеральным директором Светланой Чупшевой и заместителем генерального директора Георгием Белозеровым (участниками Второго Заседания Клуба ЗоЗ), а также с директором креативного центра Александром Семиным и руководителем аналитического центра Иваном Филипповым. На встрече обсуждались возможные варианты продолжения исследования и перспективы более широкого сотрудничества ФОМ и АСИ.

Будьте с нами на связи

Если вы хотите оперативно и в формате одной страницы узнавать о том, как развивается Проект ЗоЗ.ФОМ, подпишитесь на нашу рассылку.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
Подпишитесь на дайджест, чтобы следить за развитием Проекта ЗоЗ.ФОМ

Нажимая кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных и Политикой конфиденциальности

© 2024 ФОМ