Дайджест Проекта ЗоЗ.ФОМ № 4

Проводим исследования корпоративных программ укрепления здоровья в крупных компаниях и влияния первой детской прививки в роддоме на отношение матери к вакцинации

qr-code
Дайджест Проекта ЗоЗ.ФОМ № 4

ФОМ изучает опыт компаний в реализации программ укрепления здоровья сотрудников

Фонд «Общественное мнение» начал изучать корпоративные программы Заботы о Здоровье сотрудников. На первом этапе были сделаны обзор теоретических и эмпирических источников по теме, а затем – около 15 интервью с представителями таких компаний, как «РУСАЛ», «КРОК», Mail.ru, Ipsos, Adidas, где уже реализую программы укрепления здоровья, и экспертами, изучающими тему well-being, из Высшей школы экономики, Центра охраны труда и здоровья и других организаций. По итогам этих встреч будут получены и описаны конкретные практики компаний, мотивы создания подобных программ, трудности в их развитии и способы оценки эффективности. Одна из важнейших задач – сформулировать рекомендации по эффективному внедрению и улучшению программ. Предполагается, что эти рекомендации будут полезны компаниям, которые уже реализуют такие программы или задумываются об этом, а также для тех, кто еще не осознает их полезность.

В США программы Заботы о Здоровье сотрудников начали реализовывать еще в 1970–1980-х годах, причем они изначально были нацелены на благополучие людей. В России же, где на предприятиях разве что соблюдали технику безопасности и гигиену труда, ориентированные на особенности производства, Забота о Здоровье сотрудников – совершенно новый опыт.

«Зарождение корпоративных программ в нашей стране началось в 2008 году. Толчком послужил экономический кризис, когда компании отказались от привычных корпоративных вечеринок и начали искать новые форматы мероприятий, – рассказала старший специалист отдела некоммерческих исследований ФОМ Екатерина Никифорова. – Пару лет назад ЗОЖ как тренд трансформировался в благополучие, и сейчас цель подобных программ – сформировать у сотрудников осознанный подход к жизни через изменение внутреннего состояния». Поиск новых форматов в кризис был поиском способов вести бизнес более эффективно, сокращать издержки. «Забота о Здоровье сотрудников сокращает издержки – это один из главных стимулов для классического бизнеса, – объяснила ведущий специалист отдела некоммерческих исследований ФОМ Екатерина Богомолова. – То есть при очевидном желании бизнеса сэкономить получается своего рода синергия, когда от программ выигрывают все, сотрудники в том числе».

Сегодня многие компании работают в этом направлении – разрабатывают для сотрудников рацион правильного питания, проводят программы борьбы со стрессом, оборудуют комнаты релаксации и даже устанавливают капсулы для кратковременного сна. И дело не только в социальной ответственности компаний. «Раньше считали, что если сотруднику что-то не нравится, то его можно легко заменить. Теперь работодатели осознали, что менять людей дорого, а за качественных специалистов, особенно в IT-сфере, развернулась борьба. Поэтому сейчас компании начинают соревноваться между собой, предлагая более комфортные условия, чтобы удержать ценные кадры», – поделилась еще одним выводом Екатерина Никифорова. Ждем подробные результаты этого исследования.

Как первая детская прививка в роддоме влияет на отношение матери к вакцинации

Проект ФОМ «Заповедник» начал исследование темы прививок и отношения общества к ним. Коллеги рассмотрели конкретную ситуацию – постановку первой прививки в роддоме. Это прививка от гепатита B, которую обычно делают в течение 12 часов после родов, и мать должна либо согласиться на нее, либо отказаться, подписав соответствующий документ.

«Изначально мы хотели понять, что является триггером и контекстом принятия решения о первой прививке, что влияет на мать, – рассказала руководитель проекта «Заповедник» Екатерина Кожевина. – Но выяснили, что надо смотреть не только на сам факт подписания конкретной бумажки, но и на взаимодействие женщины с документами в роддоме в целом».

После серии интервью с молодыми мамами, акушерами и педиатром стало очевидно, что необходимо учитывать еще и проблему ощущения себя, сопровождающую женщину в роддоме. Как только она оказывается там, ее просят подписать сразу несколько согласий, таким образом давая понять, что ни одна манипуляция с ней или ребенком не произойдет без ее ведома. Но, как считают коллеги из «Заповедника», система не учитывает, что женщина находится в стрессе, а когда ей предлагают подписать согласие или отказ от прививки, еще не оправилась от родового шока.

«В таком состоянии женщина не может принимать взвешенное рациональное решение. И часто это вызывает внутренние конфликты, страхи, негативные эмоции, потому что ей кажется, что, подписав документы, она снимает ответственность с врачей за здоровье, свое и ребенка, что естественно не так, – объяснила Екатерина Кожевина. – Но у матери складывается обратное ощущение – что в этой ситуации она винтик в системе. И те документы, которые, казалось бы, должны были поставить ее в активную позицию, фактически играют с ней злую шутку и переворачивают ситуацию. Она еще больше нервничает и может либо вообще эти документы не читать, либо принять решение под воздействием эмоций. Кажется, это совсем не то, чего добивается наша система здравоохранения».

«Заповедник» продолжает изучать феномен женщины, принимающей решение в контексте прививок. Ждем, когда это исследование превратится в масштабный материал.

О Форуме «Общественный Иммунитет» за две минуты

После Форума «Общественный Иммунитет» прошло три недели. Если вы не были на нем, прочитайте подробные материалы о каждой из шести дискуссий или посмотрите короткий видеоролик, в котором некоторые участники мероприятия делятся своими впечатлениями. Это самый быстрый способ узнать, как все было.

qr-code Отсканируйте QR-код, расположенный выше, с помощью мобильного телефона, чтобы посмотреть видео

Будьте с нами на связи

Если вы хотите оперативно и в формате одной страницы узнавать о том, как развивается Проект ЗоЗ.ФОМ, подпишитесь на нашу рассылку.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
Подпишитесь на дайджест, чтобы следить за развитием Проекта ЗоЗ.ФОМ

Нажимая кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных и Политикой конфиденциальности

© 2023 ФОМ