Люди «заболевают» заботой о здоровье в социальном смысле, чтобы в биологическом смысле себя оберегать. – Президент Фонда «Общественное мнение» рассказывает о новом коммуникационном Проекте ЗоЗ.ФОМ, который объединяет исследовательскую деятельность с просветительской
ЗоЗ расшифровывается как «забота о здоровье». Александр Анатольевич, а что под этим подразумевается? Насколько это понятие укоренено в сознании людей?
У этого выражения нет общепринятого смысла, что позволяет наполнять его собственным содержанием. Забота – это установка, образец поведения и мышления. Здоровье – это одна из важнейших ценностей человека. Забота о здоровье – это первопричина, предшествующая всему: медицине, лекарствам, оздоровлению, здоровому образу жизни, пробежкам и т.п.
В чем отличие ЗоЗ от ЗОЖ?
Правильное питание, контроль массы тела, отказ от вредных привычек – это компоненты образа жизни, который называют здоровым (здоровый образ жизни – ЗОЖ), хотя лучше говорить «правильный образ жизни». ЗОЖ – это следствие заботы о здоровье.
Как может проявляться забота о здоровье?
Есть три возможных аспекта. Первый аспект – вербальное поведение, когда человек говорит об этом. Второй аспект – это объективное состояние здоровья. И третий аспект – фактический образ жизни. Наши исследования показывают, что вербальное поведение, вербальная установка на заботу о здоровье и реальное состояние здоровья не связаны между собой. Есть те, кто говорит, что заботится о здоровье, и среди них есть люди с различным состоянием здоровья. То же самое верно и для тех, кто заявляет, что не заботится о своем здоровье. А вот что действительно и глубоко связано – это вербальная забота о здоровье и образ жизни. Если человек говорит, что он заботится о здоровье, то статистически значима его склонность к практикам, способствующим здоровью.
Есть ли возрастные отличия в отношении к ЗоЗ?
Существуют совершенно разные миры: мир людей здоровых, но интуитивно склонных к заботе о здоровье, чтобы заниматься спортом и просто чувствовать себя хорошо (как правило, это совсем молодые люди), мир здоровых, но с опаской, что могут заболеть (молодые, но постарше), мир людей, которые болели, выздоровели и не хотят заболеть снова (скорее средний возраст, люди с опытом), мир тех, кто болеет, но пытается ослабить свои болезни, не допустить ухудшений (скорее старший возраст). Весь этот спектр – люди живущие, а есть еще забота о здоровье тех, кто еще не родился. Их нет, а об их здоровье уже надо заботиться – через здоровье будущих мам и пап! Так что, если вдуматься, забота о здоровье, хоть и по-разному, пронизывает всех и вся.
Какова роль ФОМ как исследовательской организации в данной теме?
Наша работа – разбираться с феноменом заботы о здоровье, наблюдать и описывать, каким образом забота о здоровье в самых разных формах и проявлениях является частью жизни, в первую очередь – образа жизни. То, каким образом развивались теории и практики, предлагавшие людям укреплять и поддерживать здоровье, – тема для социологов, антропологов, историков, которые могут исследовать заботу о здоровье и ее формы начиная с древних времен. И такие специалисты постепенно будут собираться вокруг ФОМ.
Естественно, исследователи феномена заботы о здоровье не могут не взаимодействовать со специалистами по здоровью – медиками и организаторами здравоохранения, людьми, которые занимаются здоровьем как сущностью и которые дают советы, как именно нужно заботиться о здоровье.
Проект ЗоЗ.ФОМ можно назвать исследовательско-просветительским?
Проект ЗоЗ.ФОМ – это коммуникационный проект. Его идея состоит не только в том, чтобы понять, как все устроено, но и попытаться создать коммуникационные механизмы, способствующие изменениям реальности. Эти механизмы основаны на отличии медийных коммуникаций от социальных. Медийные коммуникации – это просвещение: есть источники информации, которые вещают для своих аудиторий или даже для всех. Социальная же коммуникация – это коммуникация, основанная на том, что одни люди убеждают других – таких же людей. И осознание той энергетики, которую несут в себе люди убеждающие, приводит к появлению особого института в структуре социальных коммуникаций – так называемых евангелистов, амбассадоров, а мы называем их Послами. Послы – это люди, которые обладают знаниями и хотят нести свет в массы. Но одного желания мало: им надо помогать организовывать эту деятельность, надо, чтобы они умели это делать.
Какую ключевую идею должны нести Послы ЗоЗ?
Послы в Проекте ЗоЗ.ФОМ – это люди, помогающие другим осознать важность заботы о здоровье. Идея состоит в том, чтобы в стране стало гораздо больше приверженцев ЗоЗ. Наши Послы пойдут в народ – как шли в свое время народники и учили людей грамоте (а заодно марксизму), – чтобы рассказывать о современных идеях, принципах, способах заботы о здоровье. Организация работы Послов – это большая, сложная и очень интересная социологическая задача. В сотрудничестве со специалистами мы будем наполнять нарративы Послов ЗоЗ содержанием: как правильно питаться, как правильно организовывать свой режим работы и отдыха. Но чему именно будут учить Послы, будет решаться вместе со специалистами – нашими партнерами.
Кто будет следить за содержанием коммуникаций?
Содержание с виду может быть полезное, а на самом деле – вредное. Эта опасность, этот риск неизбежны. Поэтому все зависит от того, каких партнеров мы себе выберем, с кем мы окажемся в одной лодке. Мы, исследователи, вне нашей профессиональной деятельности – такие же обыватели, как и все остальные, и нам нужны советы специалистов. Не социологи должны решать, солить или не солить пищу, полезно или вредно поздно ложиться и рано вставать. Это компетенция специалистов по здоровью, здоровому образу жизни. Мы, занимаясь работой по построению, по конструированию социальных коммуникаций, можем оказаться в плену содержания этих коммуникаций. Но, отдавая себе отчет, рефлексируя эту опасность, наверное, можно как-то предохраниться. Например, постоянно переспрашивать, а не вредно ли то, что предлагают наши партнеры в качестве содержания коммуникации, которую мы выстраиваем.
Где и как будут работать Послы?
Первый вариант – «ячейки» по месту работы людей, второй – «ячейки» по месту жительства, третий – социальные сети. Местом работы Посла, местом организации такой «ячейки» могут быть, например, разного рода сообщества по интересам – спортивные клубы, спортивные залы, куда приходят люди, живущие неподалеку, и т.п. Или офис большой компании, где практически всегда есть проблемы, влияющие на состояние здоровья, – с воздухом, с питанием, с режимом работы и прочими факторами. Послы и в этом смысле активисты: разговаривая с людьми, они подталкивают их заботиться не только о себе, но и о среде, в которой они обитают.
Кто целевая аудитория Проекта ЗоЗ.ФОМ?
ЗоЗ.ФОМ – это метаПроект. «Забота о здоровье» – это то, что написано на знамени. И с этим знаменем можно идти на юг, на север, куда угодно. А направления – подпроекты – могут быть разными, и они будут кем-то востребованы. У каждого такого подпроекта – свои целевые группы, свои повороты. Любовные романы все одинаковые, но сюжет же у каждого свой. В этом смысле проекты под «зонтиком» заботы о здоровье тоже все одинаковые, но сюжет у каждого свой.
Сейчас у нас появилось направление под названием «Общественный иммунитет». Естественно, оно не сводится только к иммунитету как таковому, в медицинском понимании этого слова. Возьмем в качестве примера вакцинацию – как одно из проявлений заботы о здоровье. Когда человек идет и делает прививку, он понимает, что это нужно ему, чтобы не заболеть. Это превентивное поведение. Если говорить о вакцинации индивидуальной, то этим все сказано. А если говорить о вакцинации как о социальной установке, тогда включаются еще и механизмы убеждения друг друга. И тогда эта вакцинация становится не просто действием, связанным с заботой о собственном здоровье, а еще и социальным «вирусом», который распространяется или, наоборот, не распространяется. Происходит переход из разряда биологического феномена в феномен социальный. И эти две стороны неразделимы, поскольку, по большему счету, забота о здоровье – это социальная установка. Это тоже своего рода «вирус», «болезнь», которая распространяется: люди «заболевают» заботой о здоровье в социальном смысле, чтобы в биологическом смысле себя оберегать.
Как можно принять участие в проекте?
Коллеги, потребители и Послы – вот три большие категории соучастников этой грандиозной затеи. Коллеги – это исследователи, эксперты, рассказчики, коммуникаторы, публицисты – все те, с кем вместе можно заниматься содержанием. Потребители (заказчики) – те, кому нужны результаты. Например, большие корпорации, заинтересованные, чтобы их работники были здоровы, больше и лучше работали. Послы – это энтузиасты, лидеры сообщества ЗоЗ, готовые нести флаг с девизом «Забота о здоровье» и вести за собой людей. А вообще, Проект ЗоЗ.ФОМ открыт для всех.
Беседовала Лидия Лебедева