О роли социальных исследований в развитии культуры вакцинопрофилактики
Фото: Максим Новиков, Vademecum
Когда-то давно на Западе социальные ученые и медики были близки, работали практически на одной площадке: социальная наука начиналась с изучения распределения здоровья и болезней среди бедного населения XIX века – начала XX века. Было время, когда в США социологи и антропологи трудились при каждой клинике. Правда, недолго: ставки в целях экономии порезали. Тем не менее осталось понимание, что и те и другие служат важнейшим ценностям. Сотрудничество социальных ученых и медиков – врачей, эпидемиологов, работников здравоохранения – сегодня во всех мировых повестках. Нам этого пока не хватает. Мы верим, что такие междисциплинарные взаимоотношения будут развиваться. Этот Форум – хорошая возможность для сторон услышать друг друга.
В моем докладе будет представлена лишь небольшая часть исследования, проведенного ФОМ в ноябре этого года. Оно основано на данных репрезентативного опроса: россиян спрашивали об их отношении к вакцинации. Обращаясь к полученным данным, я хотел бы сформулировать три общих тезиса, каждый из которых демонстрирует некое расхождение между официальной точкой зрения относительно вакцинации (точкой зрения медицины и Минздрава) и точкой зрения, бытующей среди населения.
Первый тезис касается вопроса о пользе прививок. Вполне очевидно звучит утверждение, что прививки полезны и необходимы. Эту точку зрения можно считать официальной, ее постоянно проговаривают врачи и чиновники от здравоохранения. Однако, как показывает опрос, мнение россиян в этом вопросе не столь однозначное. Многие считают, что прививки не защищают или не всегда защищают здоровье. Так, отвечая на вопрос о пользе или вреде прививок, больше половины опрошенных (53%) заявили, что видят в них пользу, но только 16% высказались о пользе однозначно. Около четверти населения (23%) в разной степени сомневается в пользе вакцинации. Кроме того, есть существенный процент тех, кто затруднился ответить (21%), и мы склонны полагать, что их также можно было бы отнести к сомневающимся в пользе прививок. Таким образом, фиксируем отсутствие какого-либо перевеса в ту или другую сторону по этому вопросу. Результаты показывают, что мнение россиян относительно пользы прививок характеризуется как в целом неоднозначное.
Второй тезис, по которому наблюдается расхождение общественного мнения с официальной точкой зрения, касается оценки последствий действий, связанных со здоровьем. Эпидемиологи не устают говорить о значении популяционного иммунитета. Это идея о том, что здоровье одного влияет на здоровье всех. На ее основе утверждается, что необходимы коллективные усилия по проведению иммунопрофилактики: государство как коллективный агент в сотрудничестве с другими коллективными агентами, в частности фармкомпаниями, должно активно проводить мероприятия по иммунопрофилактике населения. Иными словами, оно должно заботиться о популяционном иммунитете и следить за тем, чтобы граждане делали прививки. Но, как оказалось, сами граждане думают по-другому. Мы спрашивали их, должно ли государство следить за тем, чтобы они делали прививки, или делать или не делать прививки – это личное дело каждого человека. 72% россиян, то есть практически две трети, отметили, что прививки – это частное дело, дело каждого. Тем самым россияне выступают за приоритет автономии выбора в решении о вакцинации. И в этом смысле, как я полагаю, попытки государства проводить иммунопрофилактику зачастую могут восприниматься ими как что-то навязанное и вызывать некоторое сопротивление. Давайте посмотрим, как эта позиция обосновывается, в каких терминах респонденты отстаивают свой выбор. Они апеллируют к свободе выбора, независимости, гражданским правам. Это те ценности, которые определяют отношение респондентов к вакцинации.
Думаю, проблема, возникающая в связи с ситуацией, о которой говорят эти данные, очевидна. Проблема в том, что с эпидемиологической точки зрения индивидуалистическое отношение в вопросах о прививках, которое демонстрируют граждане, потенциально ставит под угрозу то, что эпидемиологи обозначают термином «популяционный иммунитет».
Кроме того, данные этого же опроса свидетельствуют, что более половины респондентов (61%) считают, что люди, которые не делают прививки, неопасны. А две трети респондентов (75%) относятся к людям, которые выступают против прививок, нейтрально, то есть без каких-либо эмоций. Популяционный иммунитет, о котором говорят эпидемиологи, для обывателя фактически не существует. И, когда обыватель принимает решение о том, вакцинироваться или нет, он, судя по всему, не принимает в расчет эффект, который его решение может произвести на его окружение, на его близких, на население страны в целом. Итак, по сути, мы обнаруживаем конфликт между обыденной, индивидуалистической точкой зрения и точкой зрения официальной, медицинской, которая апеллирует к коллективной безопасности в терминах популяционного иммунитета.
Третий тезис касается связи иммунитета и вакцинации. Для официальной позиции эта связь очевидна, мы можем сказать вслед за ВОЗ, что вакцины «стимулируют собственную иммунную систему организма к защите человека от соответствующей инфекции или болезни». Иными словами, вакцины укрепляют иммунитет. Эта точка зрения многими присутствующими здесь разделяется как непроблематичная, как естественная. Однако менее половины опрошенных (44%) считают, что вакцины действительно укрепляют иммунитет. Остальные же как минимум не до конца в этом уверены. Среди них 17% полагают, что прививки вредны для иммунитета, а 15% считают, что прививки на иммунитет никак не влияют. Эти данные дают основание полагать, что в общественном сознании темы вакцинации и иммунитета отдалены друг от друга, существуют как бы отдельно, в представлениях респондентов их связь не является обязательной. Я хотел бы здесь сослаться на другое исследование, проведенное ФОМ и включавшее дискурс-анализ социальных сетей: оно показало, что в соцсетях понятие «иммунитет» чаще всего обсуждается в контексте народной медицины, а не в контексте вакцинации. Возможно, вакцинация рассматривается россиянами как не единственное, не главное, необязательное средство защиты иммунитета. Это не говорит о том, что люди не заботятся об иммунитете, но, возможно, они выбирают какие-то альтернативные варианты, например народную медицину.
В качестве итога я хотел бы еще раз подчеркнуть: в обществе сильны опасения относительно вреда вакцинации, доминирует индивидуалистская установка в решениях относительно вакцинации. Это является вызовом для медицины, вызовом для эпидемиологии. В то же время забота об иммунитете и вакцинация в сознании людей пока разделены, находятся на удалении друг от друга.
Наконец, я хочу отметить, как важно сегодня понимать, что существуют различающиеся концепции или представления о здоровье, иммунитете и вакцинации. Медицинская точка зрения – только одна из позиций в отношении этих вопросов. Есть масса отличных от нее, обыденных концепций, которые интегрированы в быт, культуру, образ жизни обычных людей. Следовательно, просто сказать, что эти концепции или представления неправильные, не получится. У нас есть возможности, и мы должны разрабатывать инструменты и форматы для того, чтобы медицинскую точку зрения и обыденные концепции здоровья привести в согласие друг с другом. Поведение людей, в частности отказ от прививок, – это не только проблемы незнания, неинформированности и проблемы мотивации, это еще и проблема культуры. За мотивацией стоит культура, некоторое убеждение о том, как правильно жить, кому и чему верить в вопросах здоровья. Эти вещи необходимо учитывать для того, чтобы сделать их управляемыми. Отсюда следует, что здоровьем занимаются не только медицина и здравоохранение, но и социальные ученые. И здесь необходимо согласованное взаимодействие.