Дайджест Проекта ЗоЗ.ФОМ № 11

Как методы психологической интервенции могут помочь в решении главной задачи проекта ЗоЗ.ФОМ по обеспечению сдвига социальной установки

Вращайте Колесо изменения поведения

Департамент общественных коммуникаций ФОМ изучает технику изменения поведения, основанную на принципах психологической интервенции. Термин «интервенция» широко используется в русском языке, в том числе для описания действий, направленных на изменение в человеке (и в плане здорового образа жизни – тоже). Однако сама техника пока мало изучена отечественными специалистами.

В 2011 году ученые из исследовательских центров Университетского колледжа Лондона и нидерландского Института изучения общественного здоровья опубликовали статью с результатами своей работы. Они проанализировали научные материалы на таких авторитетных ресурсах, как Web of Science, PubMed и PsycINFO, поговорили с экспертами в области изменения поведения, после чего создали фреймворк, который может помочь быстро подобрать наиболее эффективную интервенцию и понять, каким будет ее главный действующий компонент. При этом ключевым элементом любого компонента является контент, поскольку в интервенции, по мнению авторов техники, первостепенно содержание, а не способ ее проведения.

Прежде всего ученые выделили три элемента, которые определяют поведение человека и объясняют, почему оно именно такое: способность вести себя определенным образом, мотивацию это делать и возможность так поступить. В качестве примера они привели забавную, но наглядную аналогию: чтобы доказать в суде вину обвиняемого, надо доказать, что у него были орудие, возможность и мотив. Для каждой интервенции необходимо определить мишень – качество или паттерн поведения человека, которые требуется изменить, цель и один из трех элементов, на который нужно оказывать влияние, чтобы добиться желаемых изменений.

Инструмент для определения интервенции и необходимых компонентов был наглядно реализован в виде колеса, которое назвали Колесом изменения поведения. Внутри его зеленого круга находятся те самые элементы, внутри красного – девять действующих компонентов интервенции, внутри белого – семь видов управленческих мер. В дополнение к колесу прилагается таблица взаимосвязей каждого элемента с компонентами и мерами, которые, скорее всего, окажутся наиболее эффективными при воздействии на него.

При помощи этой таблицы легко определить: для того чтобы, например, мотивировать человека пойти в спортзал, придется задействовать следующие компоненты – обучение (то есть дать ему знания), убеждение, стимулирование и принуждение, а в качестве управленческих мер – ключевые указания, коммуникации и маркетинговое продвижение. Очевидно, данная техника дает рекомендации по формированию широкого спектра мер, направленных на изменение поведения, но, несомненно, она будет полезна нам в рамках проекта ЗоЗ.ФОМ для определения эффективных сценариев Влияющих медийных коммуникаций.

«В пабликах часто мелькает цитата: «Когда устанешь от бесконечного анализа, позвони мне, потанцуем». Ее часто приписывают Бродскому, хотя на самом деле это строка из стихотворения Анриетты Лардан. Звонить и танцевать я не собираюсь, потому что обнаружила интереснейший фреймворк – Колесо изменения поведения, авторы которого предлагают свой взгляд на то, что нами движет, какие компоненты определяют наше поведение и как можно на них влиять. Теперь я увлечена попытками использовать это колесо в нашей большой задаче по влиянию и сдвигу аттитюдов», – рассказала Алина Соболевская, ведущий специалист по организации работ ДОК ФОМ.

Добавим, что статья 2011 года, на которую мы ссылаемся в начале дайджеста, это лишь первая попытка системно и наглядно описать интервенции для изменения поведения. Их изучение и поиск оптимального решения в помощь тем, кто применяет описанную технику, ведутся ее авторами до сих пор.

Департамент общественных коммуникаций продолжает изучение темы интервенций и возможности использования описанного фреймворка в нашей работе. 

Будьте с нами на связи

Если вы хотите оперативно и в формате одной страницы узнавать о том, как развивается Проект ЗоЗ.ФОМ, подпишитесь на нашу рассылку.

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ